Вы уже ощутили на себе кризис? Спрос на вашу продукцию падает? Поставщики повышают цены, а у вас нет такой возможности? Уже сократили все, что могли и не понятно, что делать дальше? Или вы планируете развитие бизнеса? И в первом и во втором случае вы можете привычный способ оптимизации затрат – сокращение расходов и увольнение неэффективных работников дополнить повышением вовлечённости сотрудников.
Для этого нужно понимать сущность процесса изменений и условия вовлечённости. Изменения в действиях сотрудников происходят в результате переобучения. То есть, сначала мы привыкли что-то делать определенным образом. Обстоятельства изменились и то, чего вчера было достаточно для получения прибыли, сегодня уже не достаточно. Мы уже привыкли как-то вести бизнес. А когда обстоятельства меняются, и то, что мы делаем как всегда, уже не даёт прежний результат, нужно переучиваться. А менять привычки трудно. В этом проблема.
Чтобы успешно переобучиться самому и поменять действия своих сотрудников, нужно понимать, как устроен процесс изменений, какие есть барьеры на этом пути и какие инструменты нужно использовать, чтобы преодолеть препятствия.
Рассмотрим три модели этапов изменений и концепцию Дж. Блэка и Хэла Грегерсена о трех барьерах на пути любых перемен. Понимание этапов, барьеров, инструментов их преодоления позволяют целенаправленно управлять процессом переобучения сотрудников компании в условиях перемен.
1. Курт Левин Курт Левин разработал модель изменений, состоящую из трёх фаз: размораживание, движение и замораживание. Рассмотрим вкратце каждую из них:
Размораживание - подготовка к внедрению изменений.
При попытке что-либо поменять, лидеру нужно учесть содействующие и препятствующие изменениям факторы. Взвесить все «за» и «против» перед началом действий. Увеличить силы поддержки и уменьшить сопротивление.
Движение - внедрение изменений.
Воплощение планов в жизнь. На этой стадии люди могут чувствовать себя неуверенно, бояться негативных последствий изменений. Им нужна поддержка. Лучшей формой поддержки является обучение. По К. Левину, изменение происходит в результате переобучения, то есть, обучения навыкам, отличающимся от тех, которым людей обучали на предыдущем этапе, когда внедрялась прежняя норма. Для внедрения новой нормы (а изменение, это, прежде всего, изменение норм) требуется новое обучение. Оно может осуществляться в форме тренинга, наставничества, коучинга, «обучения действием» и др. методов. Ключевым фактором успеха на этой стадии является обеспечение увлечённости сотрудников. Вильмар Шауфелли с соавторами выделяет «8 двигателей увлечённости» [
5], актуализация которых содействует успешному прохождению стадии «движения» (внедрения изменений).
Замораживание – закрепление новых норм.
Задача данного этапа - стабилизировать изменение. Сделать его частью ежедневного рабочего процесса сотрудников. На данном этапе изменение должно быть принято сотрудниками и стать нормой. Для этого нужно время, терпение и последовательность лидера.
По мнению К. Левина для успешности процесса изменений необходимо уделить особое внимание «замораживанию» [6].
2. Драма в трёх действиях Ведущие специалисты по управлению изменениями 80-х годов XX века Н. Тичи и М.А. Деванна применили к анализу преобразований в корпорациях США – «Дженерал электрик», «Ханиуэлл», «Крайслер» и др., созвучные с подходом Курта Левина идеи:
«Весь процесс перестройки структур корпорации предстаёт в виде драмы в трёх действиях:
обновление, при котором происходит осознание потребности в изменениях;
создание нового видения; институционализация изменений» [4, с. 11].
3. Шесть этапов формирования новых привычек Д. Прохазка в результате исследований большого количества людей, успешно преодолевших негативные привычки (алкоголизм, курение и др.) сформулировал этапы успешного изменения («Сопротивление», «Размышления», «Подготовка», «Действие», «Сохранение изменений», «Завершение») и разработал инструменты для применения на каждом из них.
Барьеры на пути изменений (Дж. Стюарт Блэк и Хэл Б. Грегерсен). Первый барьер – неспособность увидеть необходимость изменения. Она возникает из-за стереотипов в нашем сознании. То, что привело к успеху, стало привычным. Требуется немало усилий, чтобы изменить парадигму, суметь увидеть ситуацию по-новому.
Второй барьер – неспособность начать действовать по причине нежелания участников перемен рисковать выглядеть некомпетентными. Если в предшествовавший период сотрудник ценой многих усилий заработал авторитет, стал успешным, то в ситуации изменений на первоначальном этапе неизбежны ошибки. В условиях риска потерять авторитет или работу возникают неуверенность и страх.
Третий барьер – неспособность завершать изменения, утверждать новые стандарты и правила.
Рассмотрим несколько инструментов, предлагаемых авторами концепций, и приведем примеры их применения в нашей консалтинговой практике.
1. Размораживание - преодоление препятствий к осознанию необходимости перемен В качестве инструмента «размораживания» К. Левин предлагает использовать
«Модель силового поля» - позволяющую проанализировать силы, сопротивляющиеся и поддерживающие конкретное изменение.
«Чтобы вскрыть скорлупу самодовольства и уверенности в своей правоте, иногда необходимо умышленно вызвать эмоциональную встряску» [2,
стр. 253].
Дж. Стюарт Блэк и Хэл Б. Грегерсен
– предлагают для преодоления первого барьера
«создать контраст» - повысить отчётливость восприятия неизбежности изменения. Три шага создания контраста:
1. Сконцентрироваться на 20% ключевых отличий между тем, что сейчас и тем, что будет после изменения
2. Увеличить (даже преувеличить) отличия между старым и новым
3. Создать образы, картины, старого и нового [1].
2. Движение - преодоление преград действиям по-новому По мнению Курта Левина на этом этапе нужно осуществить обучение и поддержку участников процесса.
Н. Тичи и М.А. Деванна рекомендуют:
1 – создать мотивирующее видение будущего
2 – мобилизовать людей для поддержки перемен.
Чтобы получить поддержку, лидеру нужно:
Демонстрировать свою приверженность процессу изменений;
Обеспечить коммуникации между всеми участниками изменений;
Вовлечь людей, предложить им активное участие в планировании и реализации перемен.
Людям необходимо помочь расстаться с привязанностью к прошлому и обратить их взоры на будущие возможности. Для этого:
1.
Подвести итоги. Резюмировать историю прошлого.
2.
Обосновать изменения. Сообщить объективные факты, вызывающие необходимость изменений.
3.
Создать преемственность между прошлым и будущим. Зародить новые мечты и ожидания сотрудников от будущего, которое наступит после перемен.
4.
Восхвалять прошлое. Уважительно отзываться о прошлых достижениях. «В тех обстоятельствах мы делали правильные вещи и мы были успешны… Сейчас обстоятельства изменились следующим образом… Поэтому нам необходимо сделать это и это… Нам понадобится обратная связь от вас, которую просим предоставлять следующим образом… Когда мы вместе все это сделаем, мы снова будем победителями в новых условиях»
Дж. Стюарт Блэк и Хэл Б. Грегерсен для преодоления барьера действия предлагают:
«Цель» «Если цель представлена неотчетливо, мотивация ее достичь, равна нулю» [1
, стр. 123]
. Лидерам изменений необходимо позаботиться об организации процесса наставничества, чтобы сотрудникам объяснили необходимые конкретные изменения в их действиях. Авторы предлагают описать типичные ситуации, в которых мы хотим видеть другие действия сотрудников и точно обозначить целевое поведение в этих ситуациях.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию проекта изменений, в котором нам нужно было внедрить в торговой сети (продажа обуви) новый подход к управлению продажами. Проблема - администраторы магазина проводили большую часть рабочего времени не в торговом зале, а в «подсобке», около компьютера. А для прорыва в продажах Заказчику было нужно, чтобы администраторы непрерывно осуществляли «полевое обучение», были наставниками для продавцов-консультантов.
Рассмотрим для примера три ситуации, в которых нам нужно было получить измененное поведение администратора.
До проекта изменений администраторы находились в подсобном помещении независимо от времени дня (отличающегося по уровню активности посещаемости магазина) –
Ситуация «А». Изменение («целевое поведение»): 1- быть в торговом зале во время пиковых часов посещений; 2 – когда все продавцы заняты обслуживанием клиента, подключаться к продажам в роли продавца; 3 – когда в торговом зале никого из посетителей – проводить с продавцами «разбор полетов» - предоставлять им развивающую обратную связь по ситуациям, которые администратор наблюдал.
Администраторы, осуществляя руководство, доводили до продавцов-консультантов план продаж на день и контролировали выполнение/невыполнение плана по итогам дня, не осуществляя наставничества, «полевого обучения» -
Ситуация «В». Изменение («целевое поведение»): 1- начинать день с «пятиминутки» - установки, во время которой обсудить не только план по объёмам продаж, но и задачи, которые нужно решить за смену, чтобы достичь плановых показателей по конверсии, комплексности и глубине чека. Напомнить стандарты обслуживания, соблюдение которых позволяет достигать плановых показателей; 2 – на своем примере в течение смены демонстрировать новичкам стандарты обслуживания и обсуждать увиденное, усвоенное ими после завершения контакта администратора-наставника с клиентами; 3 – по итогам дня обсуждать результаты выполнения плановых показателей и намечать план действий в следующую смену для улучшения результатов.
Администраторы доводили до продавцов-консультантов информацию только о денежной компенсации, не применяли инструментов нематериальной и внутренней мотивации (не вовлекали в продажи) –
Ситуация «С». Изменение («целевое поведение»): 1- в начале смены спрашивать продавца-консультанта, какую цель сегодня он перед собой ставит, какие навыки продаж хочет усовершенствовать.
2 – предоставлять развивающую обратную связь по поведению относительно навыка, который продавец-консультант решил усовершенствовать.
3 – спрашивать в конце смены, чему удалось за день научиться и какие задачи перед собой ставят продавцы-консультанты на следующую смену.
Результатом изменений поведения администраторов стало увеличение объема продаж через месяц – на 30%, через три месяца – на 70%. Уже через два месяца программы изменений магазин стал прибыльным (до старта программы приносил убытки и рассматривался вопрос его закрытия).
Наряду с чёткими целями у сотрудников важно сформировать «уверенность в обладании необходимыми ресурсами» «…если люди не верят, что обладают всем, что нужно, чтобы пройти маршрут и достичь цели, у них не будет стимула сделать попытку… Задача состоит в том, чтобы определить, верят ли сотрудники в то, что обладают всем необходимым, и помочь им поверить в это… обрисовать полный спектр необходимых ресурсов» [1
, стр. 127-131]
. Проиллюстрируем инструмент примером проекта изменений в машиностроительной компании. Суть изменения – отказаться от услуг внешних провайдеров по обучению (при подготовке кадрового резерва компании), осуществить развитие управленцев силами внутренних консультантов и руководителей, обладающих потенциалом к тому, чтобы выступить в качестве внутренних тренеров. Для реализации проекта были отобраны кандидаты – руководители и ведущие специалисты, изначально мотивированные на то, чтобы проявить себя в качестве корпоративных бизнес-тренеров. Естественно, что такая нематериальная мотивированность кандидатов тоже была следствием предварительной работы сотрудников HR службы компании. Нужно отметить, что проект был успешно реализован и 9 подготовленных «внутренних» тренеров проводили несколько лет подряд по 1-2 тренинга в месяц на безвозмездной основе. Исключительно на нематериальной мотивации интереса, драйва, позиционирования себя в компании в новом качестве (при сохранении занимаемой должности).
Был проведен анализ имеющихся и необходимых способностей кандидатов, знаний и других ресурсов.
Способности «старые» - умение выступать публично (на планерках, совещаниях, презентациях), умение ставить задачи и контролировать их исполнение.
Необходимые «новые» - умение обучать взрослых, управлять групповой динамикой.
Разрыв – «средний».
Способ преодоления – серия «тренингов для тренеров», наставничество со стороны опытного корпоративного тренера.
Знания «старые» - профессиональные, в соответствии с должностью.
Необходимые «новые» - инструменты и концепции управления, которые нужно передавать участникам тренингов.
Разрыв – «большой».
Способ преодоления – передача «пакета» тренингов с освоением содержания и методики обучения.
Другие ресурсы «старые» - авторитет среди коллег, знание бизнеса «изнутри».
Другие ресурсы «новые» - умение синтезировать знание специфики и управленческие инструменты
Разрыв – «большой».
Способ преодоления – наставничество со стороны опытного корпоративного тренера.
Используя рассмотренные инструменты для преодоления трех барьеров на пути перемен, Вы можете не только обеспечить выживание бизнеса в условиях кризиса, но и его развитие. Для этого важно вовлечь команду в инициирование и реализацию необходимых изменений.
Ссылка на статью
http://hr-media.ru/instrumenty-lidera-izmenenij-teoriya-i-kejsy/
Список используемой литературы: 1.
Блэк Д., Грегерсен Х. Б. Эффект домино: перемены в организациях начинаются с её сотрудников, М., Юрайт, 2009
2.
Левин К. «Теория поля в социальных науках», Издательство «Речь», 2000.
3.
Прохазка Джеймс, Норкросс Джон, Карло ди Клементе, Психология позитивных изменений, М., 2013, издательство «Манн, Иванов и Фербер».
4.
Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации, М., Экономика, 1990. 5.
Gorgievski, M.J., Bakker, A.B., Schaufeli, W.B. (2010). Work Engagement and Workaholism: Comparing the Self-Employed and Salaried Employees.
Journal of Positive Psychology, 5(1), 83–96. doi: 10.1080/17439760903509606
6.
Lewin K. (1947) 'Frontiers of Group Dynamics'